Шаманина Татьяна Владимировна

Прошла переподготовку в 2017 г. на "Олигофренопедагогика. Образование лиц с нарушением интеллекта". В 2018 г. - курсы о "Первая доврачебная помощь".

5C6B8958E29C0 (1) Scan0001 Scan0002 Scan0003 Scan0004

Scan0005 Свидетельство проекта infourok.ru №ДМ04596847 Scan0006 Свидетельство проекта infourok.ru №ДС63266121

таня Шаманина

 

Выступление на педагогическом совете.

Ноябрь 2019 г

«Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями»

 

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

В качестве основных нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:

 Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598;

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основными целями и задачами внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ  являются:

создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и общения;

творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

позитивного отношения к окружающей действительности;

социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

спортивно – оздоровительное,

духовно – нравственное,

социальное,

общеинтелектуальное,

общекультурное.

Слайд 6

Формы внеурочной деятельности, обеспечивающие рост познавательного потенциала, мотивацию познавательной деятельности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми обучающихся с ОВЗ в этой деятельности:

 массовые, индивидуальные и групповые занятия и мероприятия, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады,  школьные проектные  исследования, общественно полезные практики и другие.

Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта.

Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на достижение планируемых личностных результатов обучающихся.

В связи с тем, что внеурочная деятельность имеет своей основной задачей - достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ, содержание программ курсов внеурочной деятельности должно соответствовать:

–достижениям мировой культуры, российским традициям, культур-ным и национальным особенностям региона и конкретной территории;

–соответствующему уровню реализуемой АООП НОО;

–направленности на формирование у обучающихся личностных, регу-лятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий;

–установленным направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительному (физкультурно-спортивному и оздоровительному), ду-ховнонравственному, социальному, общекультурному.

Задачи развития обучающихся с ОВЗ в области формирования личностной мотивации -  универсальной нравственной компетенции -  «становиться лучше», включают следующее:

-  активность в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании обучающихся  на совершение хороших поступков;

- формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата;

Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы курса внеурочной деятельности можно представить как характеристику личностных результатов освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности. В качестве личностных результатов могут выступать сформированные личностные качества, навыки поведения, убеждения, ценностные ориентации и др.

Планируемые результаты личностного развития

обучающихся с ОВЗ  I–IV классов

по всем направлениям развития личности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;

опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

 первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;

соблюдение порядка на рабочем месте.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание) :

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.

Формирование  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни :

бережное отношение к природе и всему живому;

установка на здоровый образ жизни и реализация ее в своих поступках и поведении;

готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

негативное отношение к факторам риска здоровью;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;

безопасное поведение на природе, в быту, на улице.

Мониторинг реализации программы  в I–IV классах  проводится согласно выбранным направлениям по 5-бальной шкале:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

1.1. Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах.

1.2. Соблюдение норм общения со взрослыми и сверстниками.

1.3. Знание инфраструктуры школы, района, города.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

2.1. Сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

2.2. Уважительное отношение к родителям.

3. Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни.

3.1. Положительное отношение к трудовым поручениям.

3.2. Владение навыками самообслуживания. Внешний вид.

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

4.1. Активное участие в общешкольных и краевых мероприятиях.

4.2. Умение видеть красоту в окружающем мире.

4.3. Умение видеть красоту в поведении, поступках людей.

5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5.1. Бережное отношение к окружающей природе, ко всему живому.

5.2. Активное участие в спортивно-массовых мероприятиях.

5.3. Негативное отношение к факторам риска здоровью (курению, алкоголю, наркотикам).

5.4. Безопасное поведение на природе, в быту.

5.5. Соблюдение навыков личной гигиены.

 

Для успешной реализации внеурочной деятельности педагогу необходимо своевременное планирование, контроль и внесение коррективов, а также анализ достижения результатов внеурочной деятельности.

С этой целью по итогам каждого учебного года целесообразно проводить анализ эффективности системы внеурочной деятельности в соответствии с четкими и измеряемыми критериями и показателями оценки качества внеурочной деятельности.

 

На примере работы кружка «Умелые руки» я хочу рассказать о влиянии внеурочной деятельности на коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на формирование у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий.

 

Актуальность изучаемой программы:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи программы:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

 

Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая, наблюдение,  беседа, выставка, практическое занятие, занятие-игра. Также могут быть использованы дистанционные формы обучения.

Методы обучения: практические, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

Формы подведение итогов.

  • Анализ готовых изделий;
  • Выставки творческих работ;
  • Тестирование;
  • Участие в выставках, конкурсах.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение навыками работы с бумагой и пластилином;
  • Умение обучающихся творчески мыслить, применять полученные сведения при изготовлении работ;
  • Умение работать в коллективе (умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки, самоорганизация в групповой работе);
  • Развитие внимания, памяти, воображения.
  • Удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью объединения.
Приемы и методы изучения эффективности системы внеурочной деятельности:

1. Анализ качества реализации программ курсов внеурочной деятельности по итогам учебного года.

2. Анкетирование участников образовательного процесса.

3. Анализ «портфолио достижений» обучающихся.

4. Анализ результатов участия обучающихся в различных мероприятиях.

5. Педагогическое наблюдение.

Анализ качества реализации программы внеурочной деятельности  «Умелые руки» в 3 «б» классе по итогам 2018-2019 учебного года.

Вывод:

В заключении можно отметить рост продуктивности внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ по следующим показателям:

1. Достижение обучающимися личностных результатов освоения АООП.

2. Достижение обучающимися базовых универсальных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

3. Коррекция и компенсация недостатков в развитии у обучающихся средствами внеурочной деятельности.

4. Рост мотивации обучающихся к активной познавательной деятельности.

5. Опыт участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, проектах в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.

6. Опыт взаимодействия обучающихся в детской разновозрастной среде.

7. Опыт взаимодействия обучающихся в среде нормально развивающихся сверстников .

Переподготовка:

Scan0009Scan0012

Scan0008