Шаманина Татьяна Владимировна
Общий педагогический стаж: 33 года
Выступление на педагогическом совете.
Ноябрь 2019 г
«Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями»
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
В качестве основных нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основными целями и задачами внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ являются:
создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и общения;
творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
спортивно – оздоровительное,
духовно – нравственное,
социальное,
общеинтелектуальное,
общекультурное.
Слайд 6
Формы внеурочной деятельности, обеспечивающие рост познавательного потенциала, мотивацию познавательной деятельности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми обучающихся с ОВЗ в этой деятельности:
массовые, индивидуальные и групповые занятия и мероприятия, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, школьные проектные исследования, общественно полезные практики и другие.
Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта.
Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на достижение планируемых личностных результатов обучающихся.
В связи с тем, что внеурочная деятельность имеет своей основной задачей - достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ, содержание программ курсов внеурочной деятельности должно соответствовать:
–достижениям мировой культуры, российским традициям, культур-ным и национальным особенностям региона и конкретной территории;
–соответствующему уровню реализуемой АООП НОО;
–направленности на формирование у обучающихся личностных, регу-лятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий;
–установленным направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительному (физкультурно-спортивному и оздоровительному), ду-ховнонравственному, социальному, общекультурному.
Задачи развития обучающихся с ОВЗ в области формирования личностной мотивации - универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», включают следующее:
- активность в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании обучающихся на совершение хороших поступков;
- формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата;
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы курса внеурочной деятельности можно представить как характеристику личностных результатов освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности. В качестве личностных результатов могут выступать сформированные личностные качества, навыки поведения, убеждения, ценностные ориентации и др.
Планируемые результаты личностного развития
обучающихся с ОВЗ I–IV классов
по всем направлениям развития личности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;
опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;
соблюдение порядка на рабочем месте.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание) :
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни :бережное отношение к природе и всему живому;
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в своих поступках и поведении;
готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
негативное отношение к факторам риска здоровью;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
безопасное поведение на природе, в быту, на улице.
Мониторинг реализации программы в I–IV классах проводится согласно выбранным направлениям по 5-бальной шкале:1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
1.1. Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах.
1.2. Соблюдение норм общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Знание инфраструктуры школы, района, города.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
2.1. Сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
2.2. Уважительное отношение к родителям.
3. Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни.
3.1. Положительное отношение к трудовым поручениям.
3.2. Владение навыками самообслуживания. Внешний вид.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
4.1. Активное участие в общешкольных и краевых мероприятиях.
4.2. Умение видеть красоту в окружающем мире.
4.3. Умение видеть красоту в поведении, поступках людей.
5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5.1. Бережное отношение к окружающей природе, ко всему живому.
5.2. Активное участие в спортивно-массовых мероприятиях.
5.3. Негативное отношение к факторам риска здоровью (курению, алкоголю, наркотикам).
5.4. Безопасное поведение на природе, в быту.
5.5. Соблюдение навыков личной гигиены.
Для успешной реализации внеурочной деятельности педагогу необходимо своевременное планирование, контроль и внесение коррективов, а также анализ достижения результатов внеурочной деятельности.
С этой целью по итогам каждого учебного года целесообразно проводить анализ эффективности системы внеурочной деятельности в соответствии с четкими и измеряемыми критериями и показателями оценки качества внеурочной деятельности.
На примере работы кружка «Умелые руки» я хочу рассказать о влиянии внеурочной деятельности на коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на формирование у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий.
Актуальность изучаемой программы:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи программы:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая, наблюдение, беседа, выставка, практическое занятие, занятие-игра. Также могут быть использованы дистанционные формы обучения.
Методы обучения: практические, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.
Формы подведение итогов.
- Анализ готовых изделий;
- Выставки творческих работ;
- Тестирование;
- Участие в выставках, конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- Овладение навыками работы с бумагой и пластилином;
- Умение обучающихся творчески мыслить, применять полученные сведения при изготовлении работ;
- Умение работать в коллективе (умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки, самоорганизация в групповой работе);
- Развитие внимания, памяти, воображения.
- Удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью объединения.
1. Анализ качества реализации программ курсов внеурочной деятельности по итогам учебного года.
2. Анкетирование участников образовательного процесса.
3. Анализ «портфолио достижений» обучающихся.
4. Анализ результатов участия обучающихся в различных мероприятиях.
5. Педагогическое наблюдение.
Анализ качества реализации программы внеурочной деятельности «Умелые руки» в 3 «б» классе по итогам 2018-2019 учебного года.
Вывод:
В заключении можно отметить рост продуктивности внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ по следующим показателям:
1. Достижение обучающимися личностных результатов освоения АООП.
2. Достижение обучающимися базовых универсальных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
3. Коррекция и компенсация недостатков в развитии у обучающихся средствами внеурочной деятельности.
4. Рост мотивации обучающихся к активной познавательной деятельности.
5. Опыт участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, проектах в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.
6. Опыт взаимодействия обучающихся в детской разновозрастной среде.
7. Опыт взаимодействия обучающихся в среде нормально развивающихся сверстников .
Доклады:
Методы педагогической диагностики
Особенности структуры урока в начальной школе
Педсовет Роль внеурочной деятельности
Переподготовка: